+ 7 926 573 05 09

Атипичное глотание

  • Инфантильное глотание характерно для детей до 2-х лет и характеризуется низким положением языка и пассивным протеканием жидкости к глотке.
  • Соматическое глотание характерно для детей с 2 лет .Язык  поднимает и прижимает пищу спереди назад к твердому и мягкому небу. Этим движением пища оттесняется  в глотку. Многие дети при глотании воды надувают щеки. Некоторые делают своеобразные
    круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие, причем в определенном направлении. Это может
    привести к деформации зубных рядов и нарушению положения отдельных зубов.

Инфантильное глотание

Сатыго Е.А., доцент каф. Детской стоматологии МАПО СПб

В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области, подъязычной области и глотки. Ребенок рождается с уже заложенным рефлекторно механизмом глотания, которое в первые месяцы жизни носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка и отрицательного давления в полости рта младенца, молоко поступает в рот, и язык, располагаясь между десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. При инфантильном глотании язык упирается в губы и щеки.

По мере прорезывания молочных зубов, сосание заменяется жеванием, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический. При соматическом глотании язык располагается в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Но если ребенок потребляет только жидкую или полужидкую пищу, то, несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется,  и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, естественно формирует и поддерживает правильную форму зубных рядов. У детей же с инфантильным типом глотания язык в покое и при глотании располагается между верхним и нижним зубными рядами, и поэтому в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая мышца рта, что создаёт избыточное внешнее давление на зубные ряды при каждом глотательном движении. В результате преобладания внешнего давления приоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов,  ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков -  упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя  открытый прикус – основную причину межзубного сигматизма.

1.jpg


При инфантильном типе глотания язык способен выполнять лишь самые простые движения, и язычная мышца развивается

слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз макроглоссия. Однако в действительности язык малыша просто недостаточно развит, мышцы его вялы.

Центр миофункциональных исследований, посвятивший более 20 лет изучению влияния мышечного фактора на формирование зубочелюстно-лицевой системы,  разработал специальный тренажёр для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного

позиционирования языка у детей в молочном прикусе (3-5 лет) – профилактический трейнер «Infant».

Регулярное применение этого трейнера позволяет выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм, столь часто встречающийся у детей, длительно находившихся на искусственном вскармливании.

По данным Виноградовой Т.Ф. и  Снагиной Н.Т. (1980), у детей в раннем возрасте аномалии прикуса и развития челюстно-лицевой области встречается гораздо чаще, чем кариес. И потому профилактика ЗЧА у детей должна начинаться буквально с самого рождения.  Профилактические мероприятия должны в первую очередь быть направлены на устранение ротового дыхания, инфантильного глотания, дислалии, вредных привычек сосания и прокладывание языка между зубными рядами. А также у малышей своевременно должны выявляться и корректироваться аномалии размеров и прикрепления уздечек языка губ, и тонус жевательной и мимической мускулатуры.

В Ст. Петербурге среди младших школьников проводилось исследование - основной его задачей было изучение клинической эффективности применения профилактических трейнеров при лечении детей с миофункциональными проблемами, выявленными в сменном прикусе. Помимо этого оценивалось кариесогенная ситуация в ротовой полости и анализировался профилактический аспект влияния  трейнер-программы на эту ситуацию. В процессе исследования подтвердилась острая необходимость в ранней диагностике зубочелюстных аномалий у детей младшего школьного возраста.

Было обследовано 222 ребенка в возрасте 6-8 лет. Контрольные осмотры детей проводились раз в три месяца. Преортодонтический  трейнер рекомендовалось носить один час в день для активной миотренировки и также надевать его на ночь. Детям с дисфункцией носового дыхания дополнительно предлагалось проводить дыхательные упражнения. Родители были мотивированы к использованию данной методики и подробно проинструктированы. План лечения с использованием трейнера определялся для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его психоэмоционального статуса.

43 пациентам с инфантильным типом глотания коррекцию проводили при помощи преортодонтического трейнера. Через шесть  месяцев после начала лечения функция нормализовалась у 51% детей. Спустя  12 месяцев правильное глотание сформировалось у 80% детей, использовавших для коррекции миофункциональный трейнер (Табл.1). Для сравнения остальным наблюдавшимся 38 пациентам с дисфункцией глотания  был назначен курс миогимнастики. Что показательно, у этих детей в течение года  значительных изменения не произошло (Табл. 2).

Из 87 детей с привычным ротовым дыханием 42 ребенка применяли для коррекции дисфункции преортодонтический трейнер, и через  шесть месяцев примерно  половина этих детей научилась дышать носом. Спустя год функция нормализовалась уже у  80 % детей, применявших для коррекции трейнер, в то время как у 45 пациентов с той же патологией, не носивших трейнер, но выполнявших дыхательные упражнения на протяжении того же времени, практических улучшений не произошло. ( Табл.2).

У детей с сочетанной патологией (одновременное нарушение функций глотания и дыхания), носивших трейнер в течение года значительно улучшились объективные признаки, однако полное устранение дисфункций наступило только у 30% пациентов. У таких детей необходимо сначала нормализовать носовое дыхание и только затем уделить время  восстановлению функции глотания. Период адаптации к трейнеру

у этой группы продолжался почти в два раза дольше (Табл.1). У детей с сочетанной патологией, не использовавших аппарат, в течение года улучшений не наступило. Всем детям с сочетанной патологией были рекомендованы дыхательные упражнения и проведен дополнительный курс миогимнастики.

Таблица 1. Клинические результаты у детей применявших трейнер.

Количество пациентов с дисфункцией

При первом осмотре

Через 6 месяцев

Через год

Инфантильное глотание

43

21(49%)

9(21%)

Ротовое дыхание

42

23 (51%)

8(20%)

Сочетанная патология

33

24(73%)

22(67%)

Таблица 2. Результаты наблюдения контрольной группы.

Количество пациентов с дисфункцией

При первом осмотре

Через 6 месяцев

Через год

Инфантильное глотание

38

36

36

Ротовое дыхание

45

43

43

Сочетанная патология

21

21

21

По результатам проведённого исследования сделаны следующие выводы:

1.    Применение преортодонтического трейнера имеет высокую клиническую эффективность и способствует успешной коррекции  дисфункций дыхания и глотания у детей в сменном прикусе.

2.    Коррекция миофункциональных влияний в преортодонтический период может проводиться детскими специалистами (стоматологами и педиатрами, логопедами) в сочетании с дыхательными упражнениями и миогимнастикой.

Хотелось бы подчеркнуть перспективность метода ранней коррекции миофункциональных нарушений у детей с использованием преортодонтических трейнеров и рекомендовать ее к использованию в рамках программ профилактики у школьников младших классов, что обеспечит возможность более основательно уделять внимание правильному формированию глотания  и дыхания у детей.